Эти загадочные закрытые страны всегда вызывали неподдельный интерес у европейцев. Уникальная архитектура, максимально передающая исконные традиции наций, была достаточно консервативной до периода активного развития данных стран и их ассимиляции с миром.
Современная архитектура и Китая, и Японии до сих пор направлена на собственные традиции, но подходи к этому вопросу у данных стран немного разный.
Китайская верность традициям
Если не брать в расчет деловые центры с поражающими воображение гигантскими небоскребами, то в архитектуре Китая прослеживается консервативное стремление имитировать собственные традиции. В городах вырастают целые кварталы, нарочито создаваемые в китайском стиле.
Подобный стиль не только проявляет верность традициям, но и призван привлечь туристов и поразить их воображение. Китайская консервативность выглядит несколько напускной и наигранной, и данная тенденция транслируется именитыми архитекторами и в мегаполисы, и в малые города в глубинке. Они в прямом смысле "подделывают" имеющие историческую ценность постройки, стилизуя новые районы под старину.
Но не все новые проекты являются копиями старых: относительно недавно вблизи Великой китайской стены архитекторами было построено несколько экспериментальных вилл, одна из которых представляет собой интересное и уникальное по эстетике здание, созданное из натурального бамбука. Стволы этого растения создают собой решетчатую конструкцию, обрамляющую остекленный дом, сквозь которую в помещения проникает солнечный свет, наполняя пространство воздушностью.
Бамбук в этой вилле стал строительным материалом и для крыши, что создало собой органичный внешний вид виллы, достойной называться "эко". Данный проект настолько понравился китайцам, что они, по традиции, начали копировать его, повсеместно внедряя это архитектурное решение.
В целом в китайской современной архитектуре наблюдается интересная тенденция: "свои" специалисты буквально копируют уже существующие здания в историческом стиле, а приглашенные из Европы и Америки - создают нечто интересное, но не достаточно удачно вписывающееся в логику страны. Стадион "Птичье Гнездо", аэропорт Пудунг, шанхайский Центр искусств и пекинский Оперный театр заметно выделяются из общей массы и поражают своей оригинальностью, но кажутся неуместными.
Японская эстетика и минимализм
Несколько иное отношение к собственным традициям наблюдается в японской архитектуре. Эта скрытая нация не "выпячивает" свой консерватизм, как это делают китайцы, - он кроется глубоко и выражается в особой эстетике, которым наделяют жители страны восходящего солнца любое пространство.
В отличие от китайцев, жители страны восходящего солнца не стремятся обращаться к иностранным специалистам. Все новые здания проектируют только японские архитекторы, причем к работе они подходят достаточно виртуозно. На фоне колоссального дефицита свободного пространства им удается создавать невероятно камерные и функциональные здания, отличающиеся гармоничностью и практичностью.
Именно здесь зародилась идея постройки капсульных гостиниц, услугами которых активно пользуются деловые люди, не желающие тратить время, чтобы добраться с работы за город. Японцы рациональны во всем, а подобные "хостелы" очень ярко проявляют данное качество. Минимального наполнения в виде подушки, розетки и телевизора вполне достаточно человеку, чтобы полноценно отдохнуть и продолжить работу на благо корпорации.
Минимализм свойственен всей архитектуре Японии: в домах нет ничего лишнего, а личное пространство всегда грамотно спрятано от посторонних глаз особой планировкой. Компактность и лаконизм - вот что становится любого проекта.
Еще одна характерная деталь, присущая японской архитектуре, - экономия ресурсов и быстрота сборки легких конструкций. В этих направлениях работает несколько специалистов и их цель - разработать максимально простые проекты, которые можно воплотить в жизнь в сжатые сроки для помощи тем, кто остался без жилья после наводнений или землетрясений. В качестве материала зачастую используются "отходы" - бутылки, прессованный картон, пластиковые ящики, - экономия ресурсов, присущая японцам, сегодня добралась и до архитектуры.
Японцы стремятся не только к максимальной функциональности зданий: сейсмоактивность вносит свои корректировки в проекты архитекторов. Чтобы максимально обезопасить здание, специалисты находят интересные решения: между стенами и фундаментов устанавливаются роликовые демпферы, а на крышах - резервуары с водой, которые эффективно гасят своими движениями создаваемые землетрясением вибрации.